О проекте
 Екатеринбург
 Обзор рынка
 Возможности
 Концепция
 Финансовый план
 Конкурентоспособность
 Архитектурный проект
 Фотографии
 Контактная информация

* Между русской и англиской версией текстов может быть некоторое различие. При расхождении русский текст имеет приоритет.

Copyright © 2000

содержание:
ООО "Внешсервис"

оформление:
Концерн "Энергия-Регион"



Обзор рынка

Краткий анализ рынка гостиничных услуг в Екатеринбурге

Всего в Екатеринбурге имеется около 40 гостиниц. Из них лишь 8 имеют категорию 3 звезды и выше и обладают номерами повышенной комфортности. При этом, количество номеров в этих гостиницах в сумме не превышает 10% всего номерного фонда. Не аттестованные объекты составляют 50%. Высоко комфортабельным является лишь "Атриум-Палас-Отель", цены на номера в котором, однако, очень высоки (165$ и 210$ одноместный и двухместный номер соответственно, без НДС и налога с продаж).

 
 Наименование
гостиницы
Цена в сутки, USDКол-во
номеров
1-местный2-местный
Высокий уровень услуг"Атриум Палас Отель" *****165210131
"Трансотель" **** 12017040
"Эрмитаж" ****759023
Средний уровень услуг"Премьер-отель" ***8012017
"Интеротель" ***751007
"Магистр" ***8010021
"Октябрьская" ***457060
Урал-Отель658011
Низкий уровень услуг"Исеть" ***556052
"Екатеринбург-Центральный"466060
"Большой Урал"-23300
"Евразия"2025130
"Свердловск"2535420

В данной таблице учтены гостиницы, предоставляющие относительно приемлемый комплекс сервисных услуг, иные отели (в том числе ведомственные) в расчет не принимались, ввиду низкого уровня услуг, либо недоступности. Из таблицы видно, что количество номеров в отелях, предоставляющих средний уровень услуг и цен ниже, чем в других категориях, хотя именно в этих отелях наибольшая загрузка.

 

Техническое состояние гостиничной базы Екатеринбурга

В гостиничном бизнесе Екатеринбурга за последние годы сделано немало хорошего, но круг проблем продолжает оставаться очень широким.

Одно из узких мест - техническое состояние гостиниц. Лишь 3 отеля 4-5 звезд, построенных за последние 5 лет, соответствуют современным требованиям. До 60% объектов (уровня 1-3 звезды), построенных в 60 - 80-е годы, характеризуется физическим и моральным износом, высокой единичной мощностью, неразвитостью системы дополнительных услуг и низким уровнем обслуживания. Гостиницы этой группы, ввиду отсутствия у них средств, основные усилия направляют на текущее функционирование, а не на развитие.

Степень износа МТБ гостиниц составляет от 20 до 70% износа. Некоторые требуют срочной реконструкции (например "Екатеринбург-Центральный", "Большой Урал", "Свердловск" - до 70% износа).

В целом, материально-техническое состояние гостиничного комплекса Екатеринбурга, за исключением 3-4 высококлассных гостиниц, можно охарактеризовать как неудовлетворительное по составу помещений, техническому состоянию номеров, особенно сантехническому оборудованию ванных комнат и туалетов, технологическому и инженерному оборудованию, инженерным коммуникациям. По всем этим параметрам гостиницы не соответствуют международным стандартам.

О чем говорит загрузка

Только 2 гостиницы Екатеринбурга имеют среднегодовой коэффициент загрузки свыше 0,6, причем расположены они в центре города. По мере удаления от центра уровень загрузки всех категорий отелей падает. Порядка 10 объектов имеют уровень загрузки ниже 0,3 и выходят из положения за счет резкого снижения цены за проживание.

Еще 15-20 гостиниц имеют коэффициент заполняемости, близкий к критическому: от 0,3 до 0,4 и принимают меры к реконструкции своих номеров и сервисных служб.

Таким образом, практически 50% гостиниц Екатеринбурга, располагающих более 70% гостиничных номеров города, находится в критическом положении.

Екатеринбургу нужны малые и средние гостиницы

В мире на долю малых и средних гостиничных предприятий приходится до 60% всего гостиничного фонда. Еще 25% принимает на себя жилой сектор размещения, использование которого в Екатеринбурге практически не начиналось.

Гостиницы Екатеринбурга по количеству номерного фонда можно подразделить на малые (до 20 мест), средние (от 20 до 100 мест) и крупные - свыше 100 мест. Несмотря на то, что малые и средние гостиницы составляют около 50% рынка, их дефицит налицо. По сравнению с крупными гостиницами они обладают большей гибкостью и адаптируемостью к колебаниям рынка.

Характеристика потока гостей в Екатеринбург

Гостиница, как известно, представляет сторону предложения, гости города, в свою очередь, формируют категорию спроса, замыкая кольцо рыночных отношений. Одни говорят: "дайте нам клиентов, и мы загрузим гостиницы", другие возражают: "дайте нам хорошие гостиницы, и мы привлечем гостей".

За десять последних лет приезжающий в Екатеринбург клиент претерпел существенные изменения. В 90-е годы лидером прибытий стали деловые поездки и поездки с частными целями.

Всего по экспертной оценке за год в Екатеринбург прибывает около 20 тыс. внутренних и 3 тыс. иностранных туристов. В то же время за год в Екатеринбурге регистрируется свыше 120 тыс. ночевок гостей города из России и 15 тыс. ночевок иностранцев. Основные надежды гостиничной индустрии Екатеринбурга связывались, до сегодняшнего дня, в основном, с иностранцами. Они тратят за день в 3-4 раза больше, чем туристы из России (150-200 долларов США против 40-50 долларов). Около 70% иностранцев, приезжающих в Екатеринбург, едут из дальнего зарубежья. Однако тенденции рынка и конъюнктура меняются быстро: вчера бизнесмены легко отдавали 150-200 долларов за ночевку, сегодня 100 долларов уже кажутся большой суммой.

Что же следует из приведенных цифр?

  1. Деловой или бизнес-туризм значительно отличается от организованных культурно-познавательных поездок. Различия касаются сроков пребывания (от 1 ночевки до пребывания в течение полугода) и класса гостиниц (предпочтение отдается высокому и среднему классу обслуживания).
    Бизнесмены менее чувствительны к ценовому фактору и обращают больше внимания на сервис и престиж. Им, как правило, требуется определенный набор дополнительных услуг (от фитнесс-центра до доступа в Интернет). Деловые посетители более охотно, чем организованные туристы, пользуются предприятиями питания отеля.
    Пик прибытий (и соответственно, загрузки) приходится на понедельник - среду (с минимумом в выходные дни), а по месяцам - апрель, июнь, сентябрь и октябрь. Таким образом, поток деловых туристов практически не пересекается с организованными турами, они только дополняют один другой.
  2. Существует два вида делового туризма в Екатеринбург - высококатегорийный, представители которого прибывают, как правило, из дальнего зарубежья (дипломаты, руководители и менеджеры иностранных компаний) по делам и в целом соответствуют характеристике, данной выше. Наряду с ними в Екатеринбург прибывает значительное количество лиц из регионов России и стран СНГ с целью посещения промышленных предприятий, банков, коммерческих и иных структур. Они формируют поток более низкой категории, останавливаются в менее дорогих отелях.

Спрос на гостиничные услуги в Екатеринбурге

Несмотря на строительство новых гостиниц ("Атриум-Палас-Отель", "Транс-Отель", "Эрмитаж"), спрос на гостиничные услуги в Екатеринбурге продолжает оставаться достаточно высоким. Спад, наметившийся после кризиса в августе 1998 года, вновь сменяется подъемом спроса на гостиничные услуги.

Можно наметить основные параметры и направление развития. Реалистический вариант прогноза опирается на медленные темпы выхода России из кризиса и более сбалансированное развитие внутреннего и иностранного туризма.

После 1999 г. в экономике России наступила относительная стабилизация. В области туризма это позволило приостановить к 2000 году спад потока иностранных посетителей и частично переориентировать внутренних туристов на поездки внутри страны, в том числе и на Урал.

Рост потока в этот период в целом составил 10-11% с колебаниями по категориям от 0 до 20%. В период 2001-2010 гг. ожидаются более высокие темпы роста с приоритетным развитием внутреннего туризма. По внутреннему потоку - 15-20% в год, иностранному - 10-15%. При этом темпы роста потока иностранных посетителей будут в 3-4 раза выше среднемировых (3,5-4% в год).

Необходимость в новых объектах размещения возникнет в основном в период 2006-2010 гг., когда начнется устойчивое развитие экономики России и возникнут реальные условия для привлечения инвестиций в Уральский регион.

Общая потребность к 2010 г. в 2-3 тыс. мест может быть обеспечена за счет нового строительства гостиниц в Екатеринбурге.

Завершая обзор сделаем основные логические заключения, вытекающие из сути рассматриваемой проблемы.

  1. После августовского кризиса на рынке гостиничных услуг сократилась клиентская база по всем сегментам рынка, особенно в бизнес-туризме и организованном туризме из-за рубежа.
  2. Сокращение потока туристов вызвало падение коэффициента загрузки отелей (в частности, высококатегорийных) и сокращение доходной части гостиничных бюджетов. Однако, последнее обстоятельство не было особенно чувствительно для гостиниц бизнес-класса, поскольку они сохранили возможность продавать свои услуги в валютном эквиваленте.
  3. Изменения сегментации рынка средств размещения выразились в падении загрузки высококлассных средств размещения и падении цен на услуги ("Атриум Палас Отель" был вынужден снизить цену с 220$ до 165$). Видимо этот сегмент рынка близок к насыщению.
  4. Слабость Екатеринбурга как туристского центра проявляется в однотипности средств размещения, представленных, в основном, старыми гостиницами большой принимающей мощности ("Большой Урал", "Свердловск"). Отсутствие разнообразных по ценовым и качественным характеристикам средств размещения не способствует количественному увеличению туристского и делового потока гостей в столицу Урала.
  5. Прогноз ситуации на рынке на ближайшие 5-10 лет говорит, что наибольшим спросом у гостей, прибывающих в Екатеринбург, будут пользоваться средства размещения экономического класса, которым должно отдаваться предпочтение в планах строительства и реконструкции объектов гостиничной сферы города.
  6. Сейчас невозможно говорить о гостиничной индустрии Екатеринбурга как особой структуре, поскольку отсутствует система строительства, обустройства и оснащения гостиниц, в том числе и система маркетинговых исследований и маркетинговой поддержки гостиничного бизнеса.
  7. Время дилетантов в гостиничной индустрии миновало. Успех на рынке определяется грамотностью действий команды, начиная с этапа разработки технико-экономического обоснования и бизнес-плана как новой, так и действующей гостиницы, заканчивая определением рыночной стратегии, подготовкой и переподготовкой кадров.